Вампиры, как известно, не отражаются в зеркалах. Возможно, только кинопленка способна запечатлеть их образ. Так, на заре истории фотографии спириты пытались заснять явления духов, полагая, что фотопленка окажется чувствительнее человеческого глаза.

Первый вампир в истории кино - Носферату из великого фильма Мурнау "Носферату. Симфония ужаса" - был, в сущности, прообразом киноизображения как такового. Как и кинематограф, он был прежде всего тенью на белой стене. Когтистая, чудовищно деформированная тень всползала по ступеням, кралась по стенам, просачивалась в малейшие щели. .. Макс Шрек, сыгравший Носферату у Мурнау, был, несомненно, великим актером - именно потому, что понимал первую истину кинематографа: важна тень, а не то, что ее отбрасывает.

В кинематографической вампирологии существуют две школы: европейская и американская. В европейском кино вампиры представали на экранах в виде леденящей душу нежити, чье появление вызывало ужас вторжения иного. Последним великим европейским вампиром был Клаус Кински, сыгравший вампира в фильме Херцога "Носферату, призрак ночи" - бережном римейке классической ленты Мурнау. Кински впервые в европейском кино сыграл трагическое одиночество того, кто видит свою тень, не видя своего отражения. Его монстр был воплощением дочеловеческой, слепой и всевидящей мудрости, чье бремя непосильно для смертного.